Все
спорные поправки в закон о туризме были неожиданно сняты в понедельник на
совместном заседании депутатов, сенаторов, представителей правительства и
общественных организаций. Прежде всего, это касается предложений о «работе
турагентств от имени и по поручению туроператоров», о многократном повышении
размера уставного капитала, а также об обязательных СРО в туризме.
Впрочем,
вместо этих новаций предложены концептуально другие – создание Фонда защиты
прав туристов, который будет пополняться за счет отчислений туроператоров, а
также переход от фиксированной суммы фингарантий к «плавающей», привязанной к
обороту турфирмы. Предполагается, что эти предложения вместо снятых поправок
будут внесены в законопроект, который Госдума будет рассматривать во втором чтении
10 апреля. Инициаторы этих изменений полагают, что вкупе все эти новаторства
уменьшат финансовую нагрузку на турбизнес.
Подробности
о новых поправках корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» рассказал Юрий
Барзыкин, вице-президент РСТ,
участвовавший в их обсуждении. «Заседание проходило с участием рабочей группой
Совета Федерации, комитета Госдумы по экономической политике, представителей
Минспорттуризма, Минэкономразвития, а также руководителей аппарата
Правительства. Идея о фонде родилась именно там. Но в мире она давно известна и
работает во многих европейских странах, например в Италии, Норвегии, Швеции и
Швейцарии. На данный момент фактически уже определены основные принципы и
функции фонда. Но главное – законодательный процесс удалось повернуть в
конструктивное русло», - сообщил собеседник.
Как
пояснил эксперт, в настоящий момент на туристическом рынке России нет механизма
быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации, фингарантии помогают туристам
лишь постфактум. Чтобы решить эту проблему и защитить туристов, как раз и
предложено создать подобный Фонд. «Средства Фонда будут использоваться на
оперативный возврат туристов на родину, а также на оплату проживания туристов в
заказанных отелях в случае банкротства их туроператора. При этом компенсация
туристам, которые на отдых не вылетели, будут выплачиваться по уже
традиционному механизму финансовых гарантий. Таким образом, предлагается ввести
двойной механизм финансового обеспечения с разделением средств: одна часть
аккумулируется страховыми компаниями, а вторая часть – в общенациональном фонде
по защите прав туристов», - пояснил Юрий Барзыкин.
По его
данным, Минспорттуризм предложил установить для туроператоров размер отчислений
в размере 0.5% от оборота. «При этом предлагается, чтобы Фонд в порядке
регресса мог предъявлять иски к страховым компаниям или проштрафившимся
туроператорам для восполнения понесенных трат. Скорее всего, последует и
предложение по снижению для туроператоров размера финансового обеспечения,
чтобы образовавшуюся разницу как раз и использовать для пополнения Фонда. Для
нас главное - не увеличить финансовую нагрузку на бизнес, но в то же время
повысить эффективность работы системы финансового обеспечения», - добавил
собеседник. По его данным, сейчас идет обсуждение вопроса, в какой форме будет
работать Фонд – в государственной или в форме частно-государственного
партнерства.
По мнению
представителя РСТ, после всех изменений затраты участников рынка уменьшатся в
4-5 раз. «Пытались нагромоздить СРО на различных уровнях, увеличивали в
законопроекте уставной капитал, вводили дополнительное администрирование, а
теперь всё будет эффективнее и менее затратно, а самое главное – оперативнее. К
тому же будет соблюдена справедливость, т.к. предусматривается возможность
пополнения этого Фонда за счет тех, по чьей вине произошли неприятности», –
добавил Юрий Барзыкин.
Впрочем,
не все участники рынка встретили новые поправки доброжелательно. А ряд
экспертов полагают, что предложенные новшества вообще не имеют шансов пройти
через Госдуму в обозримом будущем. «Идея фонда была предложена Общественной
палатой ещё 2-3 года назад. Но в настоящее время реализовать её в рамках
рассматриваемого законопроекта не получится. Дело в том, что идея не
проработана и не согласована ни с кем из госорганов», - считает Дмитрий
Давиденко, гендиректора Клуба защиты прав туристов. Прежде всего, отмечает
эксперт, до сих пор нет механизма создания фонда, не определены источники
финансирования. И сделать это за оставшиеся до второго чтения дни нереально.
«Откуда сумма? Из прибыли предприятия? Включена ли она в себестоимость? Входит
ли эта сумма в налогооблагаемую базу? На кого ложится платеж – на туриста, на
турагентство, на туроператора? Все это должно быть определено в законе.
Ответственность за неисполнение туроператором этой функции также должна быть
прописана в законе. Далее: кто этим фондом будет руководить? Агентство по
страхованию вкладов, Ростуризм? При любом из этих вариантов нужно менять их
нормативную базу и структуру. И самое главное, что Минфин выступает против этой
идеи. А мнение Минфина перевесит мнение всех остальных органов, т.к. создание
любых финансовых инструментов является его прерогативой», - пояснил
корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Дмитрий Давиденко.
Добавим, что Минспорттуризм на прошедшей встрече решил
отказаться и от идеи обязательной классификации российских гостиниц, норма
которой содержалась в законопроекте о туризме. Впрочем, предлагается оставить
положение, согласно которому не прошедшие классификацию отели не смогут
использовать в своей работе какие-либо «звезды».
Комментариев нет:
Отправить комментарий